Проект, продукт или услуга?
Авторы: Константин Кондратюк, Геннадий Царенков, Алексей Янчук
В рамках мастер-класса «Взаимоотношения заказчик-исполнитель при разработке ПО» рассматривается четыре темы:
1. Выбор исполнителя
2. Требования и техническое задание
3. Контроль за выполнением проекта и приемка работ
4. Внедрение, поддержка и сопровождение
До перехода к методологиям, стандартам и ”best practices”, которые будут рассмотрены в последующих блогах, давайте для начала сконцентрируемся на двух вопросах:
1) Какая модель взаимодействия заказчик-исполнитель наиболее эффективна?
2) Как оценить полученный результат?
Начнем с бизнес-проблемы, как правило, именно ее пытается решить заказчик с помощью исполнителя. Решение проблемы обязательно включает экономические показатели, иначе конечная цель бизнеса заказчика не будет достигнута. Все попытки уйти от экономики свидетельствуют о наличии политической составляющей внутри компании заказчика, а не о том, что экономические показатели отсутствуют.
Со стороны исполнителя важно понять, что же предложить в качестве решения – проект, продукт или услугу (например, бизнес-консалтинг) и какие именно цели ставит для себя исполнитель – они могут быть тактическими (например, четкое следование графику и бюджету проекта), либо стратегическими (совместная ответственность за решение бизнес-проблемы с заказчиком, либо инвестирование в собственный бизнес за счет заказчика).
Ответив на эти вопросы, прояснится и роль менеджера проекта – либо он исполнитель, либо активный участник процесса решения бизнес-проблемы. Понятно, что схемы мотивации будут разными и в большей степени определяться либо правилами исполнителя либо правилами заказчика.
Возьмем простой пример.
Сломалась машина и мы везем ее к дилеру для ремонта. Ремонт потребует 10 дней, так как дилеру нужно заказать запчасти на заводе. Через 10 дней мы приходим за машиной, а нам говорят, что запчасти не пришли и машина не готова.
Кто виноват — дилер, завод-производитель или кто-то еще? В данном случае, поломка машины — дефект, дилер – исполнитель и на первый взгляд виноват именно он. Но есть ряд простых вопросов, на которые нет однозначного ответа … Будем ли мы винить дилера, в том, что он не сделал запчасти вместо производителя? Будем ли мы ездить на машине с запчастями, изготовленными кустарным способом в подвале дилера?
В бизнес-модели у дилера интерес только в том, что он помогает производителю продвигать товар, и имеет на этом свой маленький процент. А то, что у него есть один дефект (в лице нашей сломанной машины), никак не влияет на его прибыль (во всяком случае, до тех пор пока мы не соберемся покупать новую машину у его конкурента). Т.е. если дилер починит нашу машину через 20 дней, то ни дилер, ни производитель ничего не потеряют. Отметим тот факт, что дилер решает бизнес-проблему производителя – продвижение товара, наша проблема для него лишь единичная проблема.
Поэтому, прежде всего, давайте посмотрим на варианты решения бизнес-проблемы со стороны исполнителя. Если его мотивация не зависит от удовлетворенности конечного клиента и/или заказчика, то неверно требовать от исполнителя большего, чем написано в его задании, будь то проект, продукт или услуга.