Russian

Проект, продукт, сервис… Что же дальше?

Автор: Геннадий Царенков

 

За последнее время в сфере информационных технологий (ИТ) произошли существенные изменения. Особенно если судить по терминологии. Но так ли это на самом деле? Для начала вспомним, что основой развития общественных отношений является экономика и попробуем взглянуть на взаимоотношение в сфере ИТ с точки зрения экономической теории. Для начала вспомним определение терминов: проект, продукт, услуга.

 

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

 

Продуктом называют результат различных процессов преобразования (с затратами или без затрат энергии).

 

Услуга — совершённое одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.

 

Не вдаваясь в анализ этих «экономических» определений попробуем применить их практике в сфере ИТ. На заре ИТ-индустрии (когда сам термин ИТ еще не существовал) любой набор действий вокруг предпочитали называть проектом. И действительно, были известны конкретные проблемы, которые необходимо было решать, а значит можно было четко сформулировать цели проекта. Помимо этого, каждое изделие было уникально и представляло программно-аппаратный комплекс, к которому имелись ограничения по бюджету и срокам ввода в эксплуатацию. Потом в ИТ появился термин продукт. В основном его стали применять с появлением универсальных вычислительных машин, для использования которых не требовалось знания электротехники. А когда же в сфере ИТ появился термин услуга. Скорее всего, расширение аудитории пользователей вычислительных машин и отсутствие у них профессиональных навыков вызвало возникновение нового способа получения дохода после продажи продукта – помощь в установке, настройке и обучению использованию.

 

Итак, когда проблемы требующие решения могут быть сформулированы и формализованы, а Вы разговариваете с людьми, которые являются специалистами в ИТ – это проект. Когда проблемы диктует не один пользователь, а группа пользователей — не специалистов в ИТ, то говорить нужно о продукте. А вот когда Вас просят выбрать/обеспечить наиболее оптимальное решение, то речь следует вести об услуге.

 

Также следует учесть тот факт, что не всегда форма выполнения работ совпадает с ее содержанием. И это на текущий момент это одна из основных проблем в сфере ИТ. Поэтому руководитель любого ранга, начиная с руководителя проекта должен четко определять каким видом деятельности ему предстоит заниматься с очередным клиентом.

 

А вот почему это так важно, то это тема одного из следующих блогов…