- Постановка целей (Часть I – Зачем? или Почему?)
- Постановка целей (Часть II – как измерять?)
- Постановка целей (Часть III – практика)
Постановка целей (Часть I – Зачем? или Почему?)
Про постановку целей методом MBO (Management By Objectives) мы уже говорили. Давайте обсудим постановку личных целей.
Каждый новый день в жизни неповторим и интересен по-своему, но так ли часто мы находим время, чтобы подумать о том, что мы хотим в действительности? Часто следует ответ: “На это нет времени”, что можно перевести как “Я не хочу этим заниматься”. У этого подхода есть неоспоримые преимущества: нет персональной ответственности за происходящее в нашей жизни, многое, если не все, определяют внешние обстоятельства и люди. “У меня нет выбора” – фраза, которая все объясняет. Однако у этого подхода есть существенный недостаток: когда годы спустя мы оборачиваемся назад, то понимаем, что все время выполняли либо несущественные, скучные, либо чужие задачи, а то, что нам действительно интересно, заставляет думать, пробовать что-то новое так и осталось где-то вдали. «Мое время ушло, мне бы твои возможности, я бы показал» — вот, что можно будет сказать внукам на пенсии. И довольствоваться рассуждениями о том, как все могло бы быть по-настоящему. Речь не в том, чтобы кого-то обидеть этими примерами, а скорее показать другой, более сложный в плане ответственности план действий, выбор – за вами.
Давайте спросим себя: «Что бы я хотел в ближайшее время?» Возможные варианты, которые приходится часто слышать:
- «Новую квартиру» или «Новый дом»
- «Путешествовать»
- «Миллион долларов»
- «Открыть свой бизнес»
- «Не знаю»
Ну что же, хорошие ответы, понятные, ответ «Не знаю» давайте рассмотрим отдельно.
Следующий этап – это вопрос «Зачем?» Те, кто в состоянии ответить просто и ясно на вопрос «Зачем?», как правило исходят из существующей проблемы (по моим наблюдениям это 80% случаев) или новой возможности (20% случаев). Например, «Я хочу путешествовать, потому что жизнь коротка, всех денег не заработаешь, так много интересного вокруг, когда еще будет возможность посмотреть горы в Чили или ландшафты в Новой Зеландии?»
«Не знаю» — тоже интересный ответ, имеет смысл задать такой вопрос: «Что бы я точно не хотел, чтобы случилось в ближайшее время?» Ответ на этот вопрос не поможет лучше понять наши желания, однако, наверняка это будет более четкая формулировка, с которой можно двигаться дальше, например, «Не хотелось бы потерять здоровье».
Следующий этап – это вопрос «Почему?» Ответ на этот вопрос о ценностях того, что мы имеем и/или не хотели бы потерять, об источниках наших желаний в будущем. Например, «Я не хочу потерять здоровье, чтобы иметь возможность наслаждаться жизнью».
Как правило, поиск ответов на указанные вопросы не занимает много времени, многие люди не находят пару часов за всю жизнь, чтобы найти и сформулировать свои желания на достижения цели («Что я хочу? Зачем?») или избегание неприятностей («Что я не хочу? Почему»), это удобно, но недальновидно.
Постановка целей (Часть II – как измерять?)
При постановке целей прежде всего имеет смысл разбить их на три категории:
- операционная деятельность
- проектная деятельность
- стратегия
Мы помним, что операционная деятельность — это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными; проект завершается после выполнения поставленных конкретных задач, операции получают новые цели и продолжают выполняться.
Примером операционной деятельности может быть ежедневный контроль расходов, а проектной деятельности — строительство дома. Примеры стратегических целей и методы постановки мы рассматривали в предыдущем блоге.
Как правило, все процессы операционной деятельности имеют KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности, которые можно и нужно измерять (например, в случае ежедневного контроля расходов — не более 2 тыс.руб. в день по 4 категориям и не более 30% от общей суммы для любой из категорий).
Для формулирования целей часто применяют метод SMART:
S (Specific, конкртеный) — что именно нужно сделать (have completed), в нашем случае «построить загородный дом», а не «строить» или «проектировать» его.
M (Measurable, измеримый) — количественные и качественные показатели, в нашем случае бюджет 5 млн.руб., с затратами не более 250 тыс.руб. в квартал и с сохранением не менее 20% от совокупного дохода, не далее 50 км от Москвы в северном или северо-западном направлении, в двух уровнях от 250 кв.м.
A (Achievable, достижимый) — во-первых, мы должны верить, что цель достижима, несмотря на предстоящие трудности. Во-вторых, у нас должны быть соответствующие ресурсы для достижения. В третьих, цель должна быть наша, а не чья-то еще и у нас должны быть необходимые полномочия.
R (Result-oriented, ориентация на результат) — цели должны быть согласованны и вести к достижению практических результатов с учетом избранной стратегии.
T (Time-bound, ограниченный во времени) — формулировки целей должны содержать фазы и дату завершения.
Итак, давайте сравним — «мне бы хотелось улучшить жилищные условия» и формулировку цели по SMART:
Я хочу построить загородный дом, бюджет 5 млн. руб., с затратами не более 250 тыс.руб. в квартал и с сохранением не менее 20% от совокупного дохода, не далее 50 км от Москвы в северном или северо-западном направлении, в двух уровнях от 250 кв.м. Я верю, что цель достижима, у меня стабильный доход, я собираюсь привлечь кредит под 13% годовых на финишную отделку в размере не более 1,5 млн.руб., достижение этой цели однозначно улучшит мои жилищные условия, семья и близкие полностью поддерживают эту идею, на воплощение которой я отвожу не более 5-ти лет.
Все просто? 😉 Давайте чуть позже обсудим трудности на практике.
Постановка целей (Часть III – практика)
Итак, в чем проблема с постановкой целей на практике?
Прежде всего дело в ответственности. Ведь после формулировки целей, подготовки плана, ответа на вопрос «а мне это надо?» надо действовать без ссылок на внешние обстоятельства. Вот например, — «у меня не было другого выбора» уже не скажешь. Впрочем, в любой ситуации как минимум есть два выхода 🙂
Что еще? Вот несколько практических проблем после постановки целей:
- Цели могут оказаться слишком завышенными (можно потерять веру в себя; совет: слона надо есть по частям)
- Цели могут оказаться слишком заниженными (ценность результата будет низкой; совет: если хочешь — значит можешь, надо быть смелее, товарищи)
- Демотивация (делаем все по плану, а счастья нет; совет: надо проверить, наши ли цели мы пытаемся достичь)
- Изменения (жизнь не стоит на месте; совет: 1-2 раза в год пересматривать цели)
Ну и напоследок — существует мнение, что постановка целей — занятие вредное. Почему? «Процесс — это жизнь, а результат — это смерть». Вот такая точка зрения. Ну что же, KPI (Key Performance Indicators) для процессов никто не отменял, можно ставить для себя цели как в построении новых процессов, а также в их постоянном улучшении, используя KPI и обратную связь от бизнес-пользователей.
Как сказал Сенека:
«Для корабля, который не знает в какую гавань ему идти — ни один ветер не будет попутным»
Подумайте, что для вас интересно, подумайте о результатах, которые хотели бы достичь.
И — в путь, удачи!