Зачем нужны бизнес-процессы?
Авторы: Алексей Янчук, Константин Кондратюк
Думаем, каждому приходилось иметь дело вот с такой ситуацией. Есть у вас (или у клиента) бизнес-процесс, по которому в теории нужно работать. На практике же работать строго по процессу не представляется возможным, потому что он обставлен большим количеством всевозможных подпорок, ворк-арандов, и ворк-араундами над ворк-араундами. Все плюются, ругаются, но как-то худо-бедно работают. В какой-то момент менеджменту это надоедает, и они бросаются (грудью на амбразуру) исправлять ситуацию. И… становится еще хуже.
Что вполне закономерно, и вот почему. В реальной действительности бизнес процесс держался на этих самых подпорках и ворк-эраундах, наработанных годами, которые и оказались ликвидированы под эгидой борьбы за оптимизацию. Дальнейшее тоже вполне закономерно: слабоработоспособная ситуация будет тянуться, пока работающие с процессом не настроят снова подпорок и ворк-араундов. И цикл повториться снова.
Давайте сделаем шаг назад и вернемся к тому, что же такое бизнес-процесс — это метод организации работы коллектива для получения повторяемого результата с предсказуемыми характеристиками за предсказуемое время. Повторим три важных момента: (1) повторяемость результата, (2) предсказуемость характеристик, и (3) коллектив, который процесс реализует. Бизнес-процессы как метод организации хорошо себя показывает там, где действительная реальность того, что происходит на рабочих местах совпадает с формальным бизнес-процессом. А там, где не совпадает, неумолимая реальность берет свое — появляются те самые подпорки и ворк-араунды, либо формальный процесс остается таковым на (электронной) бумаге.
Так ли уж нужны бизнес-процессы? Глобально — да, без них бизнесу невозможно вырости. Даже для небольшой компании наличие выделенных и работающих бизнес-процессов — признак зрелости и, если хотите, показатель профессионализма. Так уж ли интересно клиенту, что там у вас с бизнес процессами происходит? Зависит от серьезности сделки.
Совсем другое дело, что все подряд выделять в бизнес процесс не нужно, да и просто вредно, поскольку это верный путь к созданию бюрократической системе. Точно так же, как и (скорее всего) невозможно «в лоб» вылечить локальную неэффективность введением бизнес-процесса.
Бизнес-процессы — это все-таки один из возможных методов управления и развития бизнеса, у которого есть свои плюсы и минусы, и границы возможного. Об этом в следующих блогах.