Russian

Кризис или затишье, что говорить людям?

Авторы: Екатерина Скрибцова, Константин Кондратюк

 

Наступило странное время. С одной стороны кризис и особо просветов нет. С другой стороны все увольнения уже завершились, и наступила некая стабилизация, в компаниях чувствуется падение напряжения. Если еще пару месяцев назад все бегали и напрягались, то майские праздники возобладали над паническими настроениями и все слегка расслабились. Только это затишье совсем не простое время для руководителей.

 

Как правило, люди так и не понимают, что происходит с компанией, в которой они работают. Никто не знает, ждать ли новых сокращений зарплат или увольнений. Самые талантливые и востребованные активно ищут варианты трудоустройства, опять же из-за высокой неопределенности.

 

Т.е, у кого заработная плата привязана к доллару плачут из-за нестабильности курса, те, у кого заработная плата рублевая, плачут, что инфляция все съедает и что кредиты все равно были долларовые. Как помочь сотрудникам пережить этот период? Что им говорить, а что не говорить? Как сохранить коллектив в здравом уме и готовым к работе? Можно ли мотивировать сотрудников в это время? Нам кажется, что с сотрудниками говорить надо. Как минимум это необходимо, потому что если не доносить информацию до сотрудников, то они сами додумают то, что происходит. И их версия событий будет значительно более плачевной и апокалиптичной, чем любая правда. И самое интересное, что бороться с мифами и страшилками, придуманными во времена недостатка информации, значительно сложнее, чем объяснить людям ситуацию. Итак, говорить надо. Теперь обсудим, что надо говорить. Прежде чем общаться с сотрудниками, постарайтесь четко понять финансовое состояние вашей компании.

 

Как правило, финансовое состояние можно отнести к одному из трех типов:

1. Все более или менее хорошо. Клиенты есть, заказы есть, деньги поступают в компанию. Компания в плюсе. Даже если все хуже, чем было в прошлом году. Это не так важно. Ситуация хорошая и компания точно выживет.

 

2. Ситуация на грани. Компания работает в <<ноль>> или работает в <<минус>>, но есть фактические подтверждения того, что она выйдет из <<минуса>> в течение трех месяцев. Очень высокая неопределенность, надо стараться узнать вероятный пессимистичный сценарий развития событий

 

3. Ситуация плачевна. Компания работает в <<минус>>, и существует значительный спад спроса на продукцию и услуги компании. Надо постараться понять, какое количество месяцев компания может себе позволить текущую ситуацию. После того, как вы смогли хотя бы приблизительно понять ситуацию компании с точки зрения финансов, самое время пойти к своему руководителю и узнать у него, можете ли вы пообещать стабильность до конца года лучшим 20% коллектива или нет.

 

Далее необходимо собрать свою группу (или менеджеров отдела). Рассказать ситуацию, в которой находится компания. Объяснить людям, как они могут помочь компании успешно пережить кризис. Все вокруг взрослые люди, и любая правда будет лучше, чем молчание и узнавание информации из интернет-сайтов и сплетен. Если вы знаете людей, которым можно гарантировать стабильность, поговорите с каждым наедине. Узнайте планы человека, его ситуацию. Объясните, что компания ценит его работу и может гарантировать, что ситуация данного сотрудника в рамках компании до конца года не ухудшится. Как правило, людям важно знать, что они могут от чего-то отталкиваться при планировании.

 

Если приходят и задают вопросы сотрудники, которым вы ничего гарантировать не можете, им надо говорить правду и быть готовым к тому, как они ее воспримут. Самое интересное, что в такое время мотивировать сотрудников значительно проще, чем раньше. Спокойствие руководства и отсутствие суеты, нормальная работа, готовность руководства спасать ситуацию, помогать компании, а не себе, — отличные рычаги для мотивации. То есть ваши сотрудники не должны видеть, что вы боитесь ситуации, или у вас есть хоть капля неуверенности. Они поймут и оценят ваши решения принятые в интересах компании, а не себя. Это достаточно сложное время, в котором вы должны быть особенно аккуратными с коллективом. Ведь, как известно, корпоративная культура компании проверяется не на ситуациях, когда в компании все хорошо, а как раз наоборот — на ситуациях, когда в компании все плохо. И репутацию восстановить будет очень сложно.

 

Думайте не только над тем, что делать сейчас, а так же над тем, кто захочет работать у вас в компании после того, как кризис закончится, и на рынке труда опять появится масса рабочих мест.