Russian

Парадокс начинающего менеджера

Авторы: Алексей Янчук, Константин Кондратюк

 

Вам не приходилось задумываться о том, что начинающие менеджеры совершают одни и те же ошибки? Почти вне зависимости от возраста, жизненного опыта, образования – каждый начинающий менеджер наступит на одни и те же грабли. И так как практика показывает, что предотвратить это никак не получается, можно ли чем-то помочь в данной ситуации? Давайте попробуем это сделать.

 

Итак, кто же такой начинающий менеджер? Это человек без опыта руководства работой других, которого назначили на позицию, где основной задачей становится руководство работой подчиненных. Каждому начинающему менеджеру приходится пройти через то, что мы называем «парадоксом начинающего менеджера» – период, когда предыдущий опыт подсказывает, что надо делать одно, а позиция требует совершенно другого. Т.е. начинающие менеджеры делают совсем не то, что нужно, – что в итоге приводит к проблемным ситуациям разной степени плачевности.

 

Парадоксальность же заключается в том, что многие наступят на эти грабли, даже когда знают об их существовании и прекрасно осведомлены о последствиях. Наверное, чтобы принять, что руководят работой иначе, чем ее делают, нужно получить негативный опыт на собственной шкуре. Правильные выводы из этого опыта делают не все, а надо бы – как пишут в русских народных сказках, потом за одного битого двух небитых дают.

 

Мы не первые, кто заметил, что непосредственное выполнение работы и руководство работой требуют совершенно разных навыков. В нашей индустрии непосредственный исполнитель фокусируется на исполнении своих задач. В сегодняшнем проекте приходится иметь дело с множеством библиотек, фреймворков и технологий, так что знание того, как это работает (или может работать) – непростая задача сама по себе. Чем больше знаний – тем более сложные и масштабные задачи по плечу. Приоритеты (или же план работы) утверждается руководителем, а дело исполнителя – разбираться в многочисленных деталях.

 

Работа руководителя начального уровня требует регулярно отслеживать общую картину того, как подчиненные выполняют работу. Т.е. она в корне иная. Детальное техническое знание отходит на второй план. На первый план начинает выходить умение выделять и расставлять приоритеты, управлять зависимостями, ожиданиями заинтересованных сторон, пунктуальность, и – главное – умение делать так, чтобы у подчиненных всегда был ясный фронт работ. Чтобы подчиненные знали, что им надо сделать, к какому сроку, и чтобы у них были нужные инструменты и желание выполнить все поставленные задачи.

 

Подытоживая: если вас в первых раз в жизни повысили до руководящей должности, у вас – скорее всего – нет ни опыта, ни умственной установки на руководство. А поскольку амбиции у вас, скорее всего, на большее, с чем вы будете в состоянии справиться, то… трудности 😉 вас ждут.

 

Начинающий менеджер почти всегда совершает две следующие ошибки:

 

  • Он не занимается руководством. Т.е. он продолжает детально разбираться в технических деталях. С той разницей, что теперь можно заставлять других делать точно так, как менеджеру хочется. В долгосрочной перспективе это заканчивается тем, что группа может функционировать только в режиме «ручного управления». Делегирования и самостоятельная работа становится фантастикой.
  • Он тратит время на то, что не является ни важным, ни срочным, ни… вообще нужным. Это выражается в том, что чиним неприоритетные проблемы, бьёмся за несущественные метрики, или делаем то, что в плане попало на сегодняшнее число.

 

Итог предсказуем: важные моменты упущены, времени остается катастрофически мало, чтобы выдать обещанный результат. Ежедневное управление группой требует много времени просто для того, чтобы что-то делалось. Времени отладить важные моменты не остается, и дальше по спирали – либо до срыва, либо до увольнения.

 

Что должен делать начинающий менеджер, чтобы не привести свою группу в плачевную ситуацию? Об этом читайте в следующем блоге.