Ставка на героизм: анти-метод управления

Авторы: Алексей Янчук, Константин Кондратюк

В английском языке есть такая хорошая поговорка -- надежда не является методом управления (hope is not a management method -- в оригинале). Поэтому тогда, когда говорят -- "возможно, я это сделаю" или "я надеюсь, что именно это и получится", мы всегда спрашиваем: а что мешает просто взять и сделать -- без всякой надежды?

Конечно же, надежда , безусловно, -- это весьма позитивное и нужное чувство. Но надежда сама по себе не решит существующие проблемы, ни предотвратит появление новых. Это может сделать только сознательная, день за днем проводимая работа. И привычка отрывать пятую точку от кресла и всегда и во всем добиваться результата -- самому, и требовать того же от других.

Давайте ненадолго задумаемся, а с откуда берется надежда в бизнес-среде? И на что вообще стоит надеяться? У нас есть своя совершенно ненаучная теория, что маленький страх ведет к большому героизму. В бизнесе приходится иметь дело с большим количеством неприятных и не очень ситуаций. Вам позвонил клиент, и подкинул вам работы со словами "в спецификации это, конечно, не описано -- но ведь разве это повод этого не делать?" Или ваш коллега изучает на вашем проекте новую технологию -- в ущерб срокам проекта, зато все у нас по последнему слову техники. Какая бы ситуация не была --она требует неприятных или неудобных решений или действий. Как в случае, когда ваши подчиненные вам с ужасом рассказывают, что -- оказывается -- приемку проекта должна подписать комиссия, которая собирается раз в год, и следующее ее заседание как раз завтра в 9ть утра. Компьютеры, в отличие от людей, никогда не оказывают сопротивления. Они (почти ;-) ) всегда работают ровно так, как их запрограммировали. Регулярное общение с людьми поддерживает привычку преодолевать сопротивление. Длительное общение с компьютерами это привычку отодвигает на задворки -- айтишнику проще сделать то, о чем его просят -- даже если хотят абсолютную чушь -- нежели объяснить, что просьба имеет мало смысла. Так мы и получаем феномен, с регулярным постоянством повторяющийся в нашей ИТ индустрии -- страх человеческого сопротивления. Нет ничего удивительного в том, что неподготовленный человек, встречая ситуацию, где нет однозначно верного решения, боится предпринимать любые шаги для ее решения.

Что дальше? Страх рождает надежду -- что, авось, само рассосется. Что может быть, да как-нибудь так, оно все само… или команда как-нибудь сама… Маленькие нерешенные проблемы заканчиваются большими проблемами, проблемы побольше перерастаю в вопрос о жизни и смерти. Дальше начинает работать наше воспитание. Кто-то вырос на комиксах о супермэне. Кто-то уверен, что русские никогда не сдаются -- разница несущественна. Супермены не ловят мух, поэтому супермен будет ждать проблемы, соответствующей его суперменскому эго. Поэтому мы за две недели денной и нощной работы перепишем то, что писали в течение последнего года -- только потому, что побоялись год назад спросить у заказчика, как именно он видит себе сферического коня в вакууме, который был описан в его спецификации. Каждый начинающий айтишник проходит через эту "полосу" в карьере-- когда ставка делается на то, что проект будет сдан благодаря доселе невиданному геройскому порыву. Удивительно другое: мало кто задумывается о том, по грани какой бездны они только что прошли. Особенно, если проект в итоге был сдан относительно удачно. А поскольку у коллег опыт, скорее всего, похож, то и до убежденности, что геройство -- единственный способ добиться хоть чего-то на ИТ проекте -- рукой подать.

Какая наша точка зрения? Мы не понимаем и не одобряем героев и геройство. Конечно, овертайм в долгосрочной перспективе -- это факт жизни. Если хотите работать в ИТ с 9ти до 5ти -- не занимайтесь проектами. Другое дело, что овертайм овертайму рознь. Согласитесь, есть разница, когда вы говорите команде в пятницу в 7мь вечера, что надо работать выходные напролет. И когда вы говорите, что все то же самое будет через месяц. На удивление, люди в нашей индустрии как правило любят свое дело и не прочь поработать. Особенно, если вы им даете возможность зарядить батарейки и организовать личную жизнь перед забегом. Когда мы слышим заявления, вроде такого: "о-о-о, это так важно для нашей компании!.. Я так рассчитываю, что вы сейчас все бросите и нам поможете! Ведь нам и так придется работать по 14 часов в сутки следующий месяц" -- всегда улыбаемся. Мы сами не герои -- и другим не советуем. Тем более мы не собираемся бросать свои дела, чтобы впоследствии геройствовать потому, что мы помогли другим героям.

Конечно, когда-то мы сами были героями. В начале нашей карьеры, когда старшие товарищи нам сказали, что героизм одних- это (как бы это помягче сказать) "недоработка" других -- мы не очень поняли и обижались -- ибо были героями и хотели геройствовать. Мудрость пришла со временем: герои живут и умирают молодыми. Прожить так всю жизнь, делая ставку только на геройство, нельзя -- да и глупо. Надо определяться с целями в жизни, и об этом подробнее в следующих блогах. С нашей точки зрения, по-настоящему зрелое поведение -- это совершение нужных шагов вовремя, вне зависимости от того, насколько они неприятны вам. К счастью, умение распознавать неприятные ситуации и привычка их вовремя решать -- это вполне приобретаемый навык. Которому совершенно необходимо научиться, чтобы научиться получать от жизни то, что хочешь. По графику, определенным вами.

RSS-материал подписаться на рассылку

Опрос

Какой тренинг Вам наиболее интересен?:
 

Яндекс.Метрика