Лидерство и умники

Авторы: Алексей Янчук, Константин Кондратюк

Одной из отличительных черт CV русских программистов с амбицией является упоминание о лидерстве в команде. Но являются ли они лидерами на самом деле, или под этим "клише" подразумеватеся что-то другое? Так сложилось, что последние 6ть лет я проработал в западно-европейской комании. По долгу службы пришлось несколько раз вместе с западноевропейскими коллегами интервьюировать русских ИТ-специалистов. Раз за разом во время интервью повторялась одна и та же ситуация. Коллега-европеец задает кандидату вопрос: "Вы в CV пишете, что были лидером команды. Можете рассказать поподробнее?" На что русский программист рассказывает все, что угодно, кроме того, что от него хотят услышать. После окончания интервью мне неизменно задают один и тот же вопрос: почему у этого кандидата в CV написано, что он был лидером команды, а он на банальные вопросы ответить не может? В переводе с полит-корректного: могу ли я объяснить, почему кандидат врет в своем резюме? Объяснение, которое я даю -- потому что лидерство в России и в Западной Европе понимается по-разному. Поэтому кандидат и не понимает, что мы у него спрашиваем. Долгое время меня мучил вопрос, как объяснить этот феномен. Ответ на него мне подсказали две замечательные книги по упарвлению умниками (nerds по английски) -- "Being Geek" и "Managing Humans" Майкла Лоппа (Michael Lopp). Дело тут вот в чем. Сообщество любых умников (к которым относятся программисты) имеет свою имплицитную идеологию определения старшинства -- меритократию. Тот умник круче, чем больше он знает или умеет. С точки зрения умника, лидер -- это тот, кто знает больше других. Собственно, тим лидер в CV русского программиста чаще всего именно это и означает: с его точки зрения он был самым крутым спецом в команде. Повторяемость этого феномена кроется в системе образования. Когда я учился в школе и институте, фокус образования сводился к тому, чтобы самому больше знать. Отличник -- это тот, кто знает больше других. Взаимодействовать с другими для достижения общих целей не требовалось. Неудивительно, что после института люди часто уверены в том, что лидер -- это тот, кто знает больше всех. Лидерство в западноевропейском понимании -- направление других на решение совместных задач. Лидер, конечно же, должен представлять себе, чем он управляет; при этом досконально разбираться в предмете ему не требуется -- для этого у него есть подчиненные. Отсюда хроническая неспособность русских программистов дать ожидаемый ответ на европейские вопросы о лидерстве: западный европеец ожидает услышать о том, как интервьюируемый направлял работу других, а русский программист рассказывает о том, почему он был главным умником в команде.

RSS-материал подписаться на рассылку

Опрос

Какой тренинг Вам наиболее интересен?:
 

Яндекс.Метрика