Russian

Лидерство и умники

Авторы: Алексей Янчук, Константин Кондратюк

 

Одной из отличительных черт CV русских программистов с амбицией является упоминание о лидерстве в команде. Но являются ли они лидерами на самом деле, или под этим «клише» подразумевается что-то другое?

 

Так сложилось, что последние 6ть лет я проработал в западно-европейской компании. По долгу службы пришлось несколько раз вместе с западноевропейскими коллегами интервьюировать русских ИТ-специалистов.

 

Раз за разом во время интервью повторялась одна и та же ситуация. Коллега-европеец задает кандидату вопрос: «Вы в CV пишете, что были лидером команды. Можете рассказать поподробнее?» На что русский программист рассказывает все, что угодно, кроме того, что от него хотят услышать.

 

После окончания интервью мне неизменно задают один и тот же вопрос: почему у этого кандидата в CV написано, что он был лидером команды, а он на банальные вопросы ответить не может? В переводе с полит-корректного: могу ли я объяснить, почему кандидат врет в своем резюме?

 

Объяснение, которое я даю — потому что лидерство в России и в Западной Европе понимается по-разному. Поэтому кандидат и не понимает, что мы у него спрашиваем. Долгое время меня мучил вопрос, как объяснить этот феномен. Ответ на него мне подсказали две замечательные книги по управлению умниками (nerds по-английски) — «Being Geek» и «Managing Humans» Майкла Лоппа (Michael Lopp). Дело тут вот в чем. Сообщество любых умников (к которым относятся программисты) имеет свою имплицитную идеологию определения старшинства — меритократию. Тот умник круче, чем больше он знает или умеет. С точки зрения умника, лидер — это тот, кто знает больше других.

 

Собственно, тим лидер в CV русского программиста чаще всего именно это и означает: с его точки зрения он был самым крутым спецом в команде. Повторяемость этого феномена кроется в системе образования. Когда я учился в школе и институте, фокус образования сводился к тому, чтобы самому больше знать.

 

Отличник — это тот, кто знает больше других. Взаимодействовать с другими для достижения общих целей не требовалось. Неудивительно, что после института люди часто уверены в том, что лидер — это тот, кто знает больше всех. Лидерство в западноевропейском понимании — направление других на решение совместных задач.

 

Лидер, конечно же, должен представлять себе, чем он управляет; при этом досконально разбираться в предмете ему не требуется — для этого у него есть подчиненные. Отсюда хроническая неспособность русских программистов дать ожидаемый ответ на европейские вопросы о лидерстве: западный европеец ожидает услышать о том, как интервьюируемый направлял работу других, а русский программист рассказывает о том, почему он был главным умником в команде.