Russian

SWP2012: Об ИТ команде и ИТ группе

Авторы: Алексей Янчук, Константин Кондратюк.

 

ИТ команда и ИТ группа: в чем сходство и различия между Россией и Европой?

 

От северных европейцев часто можно услышать, что русский Итшник — это очень хороший технический специалист, но при этом он плохой коммуникатор. Доля правды в этом стереотипе присутствует. Ее не надо пугаться или удивляться. На моей (Алексея Янчука) памяти, нас не учили техниками и навыкам эффективного межличностного общения. А ведь эти навыки очень важны для того, чтобы быть по-настоящему эффективным членом команды.

 

Каковы особенности командной работы в её европейском понимании? Начнем с того, что термины «команда» и «группа» не означают одно и то же. Группу мы и европейцы понимаем практически одинаково: в двух словах — это административная единица. Под термином «команда» понимается временная конструкция, созданная для получения определенного результата в заданных ограничениях. После того, как результат достигнут, команда разбегается.

 

Главная особенности команды в подборе членов: они обладают комплементарными знаниями и умениями, необходимыми для достижения нужного результата. Навскидку кто входит в команду? Менеджер, аналитик, архитектор, программист, тестер. У каждого свои задачи, которые дополняют друг друга в итоговом продукте. Каждый должен сделать свой участок работы качественно и вовремя. Казалось бы, что тут такого особенного?

 

У русских в командной работе проявляется просто национальный бич: не можем сделать ровно то, что нас попросили. Мы по своей природе люди интересующиеся и любознательные, любим делать то, что интересно, нравится, хочется. Многим, думаю, знаком такой ход мыслей: «ага, Васе отдали то, что хотел сделать я. Ну ладно, буду втихаря маньячить». В европейской команде такое поведение закончится очень неприятным разговором с руководителем. Каждый член должен делать свою часть. Залезание в чужую зону ответственности — мягко выражаясь — не приветствуется.

 

Вторая национальная особенность: мы не любим делегировать проблемы наверх. В европейской ментальности, если вы встретили проблему, вы предприняли шаги в вашей роли и компетенции для ее преодоления, и ничего не помогает — немедленно передать наверх, и заниматься другими задачами. Подчеркну: в вашей роли и компетенции, которую для вас определили.

 

Совокупность этих двух особенностей приводит к тому, что русских обычно считают «свободно летающей ракетой» в том смысле, что для европейца непредсказуемо, куда русского понесет в следующий момент.

 

Что же касается роли… Нет универсального определения, за что именно отвечает, скажем, архитектор. Бывает так, что две команды, сидящие через стенку, могут иметь диаметрально противоположные ожидания. Для одних архитектор — это 95% софт, 5% — работа с заинтересованными сторонами, для других — наоборот. Когда мы интервьюируем кандидатов, на вводной части объявляем: «вас рассматриваем на такую-то позицию. В этой роли вы будете….». В конце интервью продвинутые кандидаты интересуются, «а включает ли роль такие-то пункты». Мало что может вывести из себя, когда член команды начинает додумывать или — хуже того — делать так, как было на прежней работе. Кстати, грешат этим абсолютно все национальности.

 

У нас у всех есть сильные и слабые стороны, различный бэкграунд. Интуиция, в конце концов. Согласитесь, ну не может дюжина человек иметь абсолютно одинаковое мнение по любому вопросу! Т.е. команда функционирует в режиме несогласия между его участниками.

 

Несогласие может быть конструктивным и полезным , если участники уравновешивают друг друга. Я (Алексей Янчук) про себя знаю, что я склонен усложнять; поэтому со мной в команде работает коллега, который наоборот склонен все упрощать. Конечно, прийти к общему мнению по важным вопросам нам непросто, но практика упрямо показывает, что общее решение оказывает лучше решения, которые бы мы приняли каждый по отдельности.

 

Несогласие может стать деструктивным, если у членов команды нет достаточного навыков общения, когда не могут донести точку зрения друг до друга и выработать общее решение.

 

Какие навыки с моей точки зрения следует отметить? Во-первых, уметь слушать и понимать других членов команды, избавиться от привычки обдумывать «свой выход», пока другие представляют свои аргументы. В ситуации, когда каждый думает только о своем, невозможно эффективно обсуждать проблемные вопросы, не говоря уже о выработки решения.

 

Во-вторых, быть в состоянии изложить свои аргументы кратко и понятно. Краткость важна, потому что время всегда ограничено. Что касается понятности… айтишники частенько склонны быстро нырять в технические детали. Вместо этого надо научиться выделять главное и излагать его простыми словами.

 

Еще такая интересная особенность русских: мы любим блеснуть знаниями для аргументации своей точки зрения. В европейской ментальности это окажет, скорее всего, обратный эффект — подумают, что по сути вам сказать и нечего.

 

Последнее, что хочется отметить. Команда должна побеждать. Победа возможно в том случае, если есть побежденный. Когда есть явный враг — все просто. Вот как объяснить команде, что мы победили в отсутствие явного врага или оппонента… это тема для отдельного разговора.

 

В итоге: все ли так хорошо в Европе с командами? На самом деле — по-разному, свои проблемы были, есть, и будут везде. Но это тема для отдельного разговора.