Russian

Зачем нужны бизнес-процессы?

Автор: Алексей Янчук

Третьего дня поучаствовал в дискуссии на тему, как айтишнику поддерживать свои знания в актуальном состоянии. Слушая оппонентов, поймал себя на мысли, что узнаю свою собственную точку зрения 15летней давности, и при этом с ней уже не согласен.

 

Молодежь рассуждает так. В чем прикол нашей индустрии? В том, что всяких разных технологий и фреймворков много, и еще больше выходит каждый месяц. Поэтому айтишнику надо учиться всю жизнь, чтобы всегда иметь последние-распоследние знания о всем этом многообразии. И если этих знаний у вас нет, то все, финиш: ваша рыночная стоимость быстро идет вниз.

 

Не то, что я с ними не согласен. Более того — общее направление мысли я поддерживаю: учиться никогда не поздно, и останавливаться не стоит. Я смотрю на эту проблему под другим углом: когда это делать, особенно если вам уже немого за 30ть, а так же у вас семья и дети? 😉

 

Если для вас свободное время — это время, когда вы спите, хочу вас обрадовать: учиться — так, как это себе представляют молодые, — у вас (и у автора в том числе) нет ни времени, ни сил. Но самое главное — в этом нет особой необходимости.

 

Дело в том, что знание и опыт — не одно и то же. Знание технологии самой по себе — пусть даже глубокое — еще не является именно тем опытом, который нужен для успешного применения данной технологии. Можно обладать глубинными знаниями и при этом быть не в состоянии выпихнуть сколько-либо рабочее решение. Примеров этому в академической среде — хоть отбавляй. Верно и обратное: вполне возможно сдавать успешный проект за проектом, не обладая сильно глубинными знаниями.

 

Чисто с экономической точки зрения, если свободное время у вас не в избытке и вы собрались инвестирование те крохи, что у вас есть, просто в глубинные знания технологии или фрэймворка — это сравнимо с тушением пожара на бензоколонке методом подливания в огонь холодного бензина. Знания в ИТ устаревают с бешеной скоростью, поэтому тратить дефицитное время на приобретение знаний, которым нет немедленного применения, в долгосрочной перспективе ухудшает ситуацию с вашей рыночной стоимостью. У меня в резюме много всяких технологий написано — только кому сегодня они интересны?

 

В отличие от знаний, опыт остается актуальным гораздо дольше. Недаром говорят, что все успешные проекты похожи. Опыт — сын ошибок трудных (С) классик — начинается с фразы «е-мое, а вот этого лучше было не делать». Для того, чтобы иметь сколько-либо релевантный опыт с любой технологией, нужно ее использовать в реальном проекте — там, где поджимают сроки, плавают спецификации, толковых рук не хватает, чтобы все успеть . А лучше — в нескольких и, по возможности, разноплановых проектах. Опыт приходит после того, как наступили на множество неявных граблей, поломали голову над проблемами в эксплуатации, вылечили детские болезни организации работы, натренировали команду в конце концов. В реальной жизни это занимает минимум год, а чаще — два.

 

Вчера вышла новая технология. Откуда у вас два года опыта с ней в реальных проектах? Ниоткуда. Давайте будем честными сами с собой и не будем себя обманывать.

 

Чему же тогда учиться? «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (С) Клод Адриан Гельвеций. Применительно к ИТ, не так уж и легко, но в принципе — да. С моей точки зрения, обучение новому в режиме «мне-немного-за-30» направлено именно на это: понять основные принципы, отметить для себя плюсы и минусы, иметь представление, как технологию включить в проект:

 

  • Когда и зачем ее вообще использовать;
  • Что именно для этого нужно;
  • Какие именно кадры нужны;
  • Как можно организовать работу;
  • Что именно придется выучить на первых порах, а что может понадобиться потом.

 

И в тот момент, когда эта цель достигнута — поставить точку и перейти к следующей технологии.

 

Поэтому отвечая на вопрос молодежи о том, как я поддерживаю свои знания актуальными, таков: никак, потому что я знаю, где и что нужно брать в тот момент, когда это будет реально необходимо.